Художественные
произведения, в своем неисчислимом и всё увеличивающемся количестве,
переполнили информационное пространство современной культуры. Переполнили в
степени, являющейся совершенно чрезмерной даже для самого поверхностного
ознакомления со всеми теми стилями и направлениями изобразительного искусства,
что были созданы ранее, не говоря уже о тех, что только возникают.
Однако
объем и разнообразие художественного вымысла приводит, напротив, к следующему
результату: в современной культуре формируется массовый «запрос» именно на
объективные знания. Все более актуальна потребность, присущая, в той или иной
мере, самым разным социальным группам, в достоверной и рациональной научной
информации, реализуемая посредством широкого спектра произведений Science Art,
кинематографа, видеоарта, живописи, видеоигр и т.д.
На
первый план, таким образом, выходит картезианская эпистемологическая традиция
познания, в настоящее время достаточно явно представленная в изобразительном
искусстве. При этом полезность и верифицируемость информации соединяется с
удовольствием, – тем критерием восприятия творчества, что характерен для
культурной ситуации постмодернизма в целом. Удовольствие понимается здесь как
визуальное наслаждение (включающее, как правило, также аудиальное, тактильное и
прочее рецепторное воздействие), испытываемое, в каждом конкретном случае, и
аудиторией произведения, и его авторами.
Заменив
собой рефлективный тип восприятия художественного высказывания, удовольствие
выступило в качестве непосредственного способа оценки уровня художественности
тех или иных арт объектов. В рамках тотального постмодернистского субъективизма
суждений оно оказалось единственно возможным устойчивым критерием восприятия
произведений искусства.
Перейдя
«по наследству» от постмодернизма к новой эстетике рационального, формирующейся
в настоящее время, критерий удовольствия
становится важной ее составляющей. Он может быть проявлен как восхищение невероятным, по сравнению с предыдущими
веками, уровнем знаний о человеке и о мире вокруг, о «внешней» и «внутренней»
Вселенной, или – скоростью развития технологий, превосходящей
самые смелые фантастические романы.
Эта
новая художественная парадигма, в свою очередь, предполагает близкое знакомство
с имеющимися в настоящий момент данными в области точных, естественных и гуманитарных наук.
Таким образом, источником интуитивного творческого решения становится рациональное
знание.
Итак,
эстетика познания является центральной характеристикой новой художественной
парадигмы. В основе этой эстетики рационального лежит синтез следующих
тенденций: во-первых, стремление к достоверности информации, содержащейся в
художественной среде; и, во-вторых, – критериальность удовольствия. Роль
изобразительного искусства в этом процессе – заинтересовать адресата
творчества, демонстрируя всю масштабность изучаемых наукой проблем, увлечь художественностью
научного познания, пробудить то естественное любопытство, что лежит в основе желания
исследовать мир, а значит – и в основе научного мировоззрения в целом.
Кулешов Р.Н., канд.
культурологии
Комментариев нет:
Отправить комментарий