По
моему мнению, это концепция абсолютной, тотальной, невозможной свободы. И
именно в этой точке оказалось возможным столь причудливое сочетание буддийских
идей с одной стороны, и постмодернистского художественно-философского стиля – с
другой.
Пелевин
– подлинно постмодернистский писатель, т.к. вместе с постмодерном он делает
следующий вывод: мир настолько обусловлен, мало познаваем, зависим от
интерпретаций, а на происходящие события влияет такое количество факторов, что
никакой свободы субъекта не существует. Как не существует и автора в
классической постмодернистской философии. Но признание этого факта и дает
подлинную свободу.
Постмодернистские
философы формируют идею «Смерти личности», согласно которой личность
обусловлена существующими в рамках культуры моделями мышления, языком, в
котором эти модели заложены как данность, ролевыми поведенческими сценариями,
личным бессознательным, коллективным бессознательным, и, наконец, на базовом
уровне – биологическими функциями. Человек представляет собой динамическую
конструкцию, составленную из всех этих обусловленностей. То, что мы привыкли
считать частью индивидуального «Я» – наше мировоззрение, мироощущение и способы
взаимодействия с внешним миром
принадлежат не нам, а культурной среде, в которой мы находимся.
И
здесь, постмодернистская философия оказывается близка буддийским представлениям
об иллюзорности личности, в действительности являющейся совокупностью самскар.
В зависимости от кармы самскары складываются в тот или иной «узор», который мы
ошибочно принимаем за индивидуальную личность.
Однако
постмодернизм и буддизм делают схожие парадоксальные выводы – именно такое
положение дел и является возможностью для абсолютной свободы. Если личность,
индивидуальное «Я» существует, то обусловленность неизбежна. Абсолютная свобода
субъекта невозможна. Но если никакого «Я» нет, а есть только конгломерат
когнитивных и поведенческих моделей, то это и дает возможность свободы, ведь
нет того, кто мог бы быть несвободен. Единственная возможность абсолютной
свободы – это отсутствие субъекта этой свободы.
Освобождение
возможно лишь путем осознания полной обусловленности любого индивидуума его
телом, эмоциями, сознанием и ментальной деятельностью в совокупности с
постоянным воздействием внешних факторов. Т.е. свобода – это понимание
отсутствия того, что называют «Я». Свобода субъекта содержится в осознании
отсутствия субъекта. Именно в этом признании тотальной онтологической
обусловленности постмодернизм и буддизм видят истинную свободу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий